На главную | Портфолио |
Кадры |
Деятельность
|
Выпускники
| Призеры
|
Открытые уроки
|
Родителям
|
Наше творчество |
Новости
| Гостевая книга| Кто помогал
|
Тема: Роль семьи в формировании личности ребёнка.
Цель: Выявить особенности взаимоотношений между детьми и родителями.
Семья – колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между её членами, обнажённость и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных форм проявления этих чувств, живая реакция на малейшие детали поведения ребёнка -всё это создаёт благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности.
Семья –это первый устойчивый коллектив в жизни маленького человека. В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль. Именно в семье, ещё до школы, формируются основные черты характера ребёнка, его привычки. И каким будет ребёнок, благополучным или нет, зависит от того, каковы отношения в семье между её членами. Семейная жизнь многообразна. Не бывает семьи без проблем, без трудностей.
Уважаемые родители! Давайте поговорим о ваших детях, о том, какую роль играют семья и школа – это два социальных института, от согласованности действий которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка. Чтобы вырастить полноценную, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы учителя и родители действовали как союзники, делясь с детьми своей добротой, опытом, знаниями.
Взаимоотношения семьи и школы важны не только в первые годы пребывания ребёнка в школе. Актуальными они остаются и в старшем возрасте, ведь очень часто именно в школе у ребёнка появляется шанс для самовыражения, проявления своих талантов. Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские. Школа может помочь родителям в решении многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьёй. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребёнка. Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняется ошибками семейного воспитания, главные из которых- отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей. Самое важное для ребёнка- чтобы его любили таким, какой он есть.
Российские психологи выделяют несколько типов семей:
Семья патриархальная или традиционная.
Это наиболее архаичная форма отношений в семье. Она опирается на зависимость жены от мужа и детей от родителей. Главенство мужа состоит в том,
что в его руках экономические ресурсы, и в силу этого он принимает основные решения. Внутрисемейные роли строго распределены, в патриархальной семье господствует абсолютная родительская власть и авторитарная система воспитания.
Какими чаще всего вырастают дети в этих семьях? С преобладанием низкой самооценки: они не уверены в себе, в своих способностях. Если роди-
тели игнорируют интересы и желания ребёнка, лишают его права голоса, у
него не развивается интерес к проявлению собственного мнения, уничтожается чувство собственного достоинства. Детские эмоциональные проблемы, возникающие в патриархальных семьях психологи делят на четыре группы.
« Я недостаточно хорош» - и в результате могут проявиться застенчивость,
стеснительность, хамелеонство.
«Я беспомощен» - у ребёнка отсутствует поисковая активность, он безразличен к собственным успехам и неудачам, постоянно оглядываются на того, кто сильнее, удачливее.
«Я чужой» - это позиция эмоционально отверженного ребёнка, который очень рано потерял контакт с родителями и, прежде всего, с матерью. Такие дети не находят контакта и со сверстниками, они не общительны, не делятся
ни с кем своими проблемами, отказываются от помощи в их разрешении, не доверяют людям, часто испытывают различного рода сексуальные проблемы, проявляют жестокость и агрессию.
«Я сверхответственный» - в эту группу попадают дети, которые часто испытывают тревогу, страх за то, что могут получить низкую оценку. Они боятся наказания и поэтому совершают порой немотивированные поступки. К
Таким семьям можно причислить семьи современных богатых, которые считают, что степень их богатства автоматически определяет уровень интеллектуальных возможностей и нравственных качеств детей.
Детоцетристская семья.
Возникший в середине XIX века в Европе детоцентристский или современный тип семьи характеризуется возвышением частной жизни человека, чувственной стороны брака и интимности. В семье этого типа функция продолжения рода ограничивается непродолжительным временем (примерно 10 лет) и рождением одного- двух детей. В такой малодетной семье желанный ребёнок превращается в объект родительской любви и привязанности. В нашей стране поведение родителей, мотивированное эмоциональной привязанностью к детям, получило массовое распространение с конца 50-ых годов XX века. Именно с этого времени дети начинают пользоваться большим числом материальных и духовных благ, чем 30 -40 лет назад, и это явление положительное. Во многих семьях на детей уходит от четверти до половины семейного бюджета.
С середины 70- годов XX века формируется новый тип семьи, называемый супружеским или постсовременным. В семье такого типа отношения определяются не родством, а супружеством. Норма семейной жизни меняется: родители не в полной мере подчиняют свои интересы интересам детей. Особенность таких семей проявляются в известной автономии супругов, когда интересы каждого из них шире семейных, а круг общения выходит за рамки супружества. Здесь в равной степени значимо как супружество, так и родительство. Члены семьи руководствуются не только обычаями и традициями, но и идеалами, нравственно – этическими ценностями каждого из них. Такую тактику семейного воспитания называют сотрудничеством.
Главные ценности семьи- сочувствие, сопереживание, отзывчивость. Очень важно чтобы нравственные ценности и микроклимат семьи были истинными, а не ложными, не декларируемыми. Если слово родителей будет подкреплено делом, поступком, действием, в такой семье не возникает проблем в воспитании ребёнка.
Таким образом, существует закономерная связь между психологическим климатом и результатами воспитания детей: крепкая, истинная, нравственная семья воспитывает прямой и искренний характер.
На главную | Портфолио |
Кадры |
Деятельность
|
Выпускники
| Призеры
|
Открытые уроки
|
Родителям
|
Наше творчество |
Новости
| Гостевая книга
| Кто помогал
|