На главную | Портфолио | Кадры | Деятельность | Выпускники | Призеры | Открытые уроки | Родителям |
Наше творчество
| Новости | Гостевая книга| Кто помогал |


Тема: Роль семьи в формировании личности ребёнка.

Цель: Выявить особенности взаимоотношений между детьми и родителями.

Семья – колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между её членами, обнажённость и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных форм проявления этих чувств, живая реакция на малейшие детали поведения ребёнка -всё это создаёт благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности.

Семья –это первый устойчивый коллектив в жизни маленького человека. В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль. Именно в семье, ещё до школы, формируются основные черты характера ребёнка, его привычки. И каким будет ребёнок, благополучным или нет, зависит от того, каковы отношения в семье между её членами. Семейная жизнь многообразна. Не бывает семьи  без проблем, без трудностей.

 Уважаемые родители! Давайте поговорим о ваших детях, о том, какую роль играют семья и школа – это два социальных института, от согласованности  действий  которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка. Чтобы вырастить полноценную, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы учителя и родители действовали как союзники, делясь с детьми своей  добротой, опытом, знаниями.

       Взаимоотношения семьи и школы важны не только в первые годы пребывания  ребёнка в школе. Актуальными они  остаются и в старшем  возрасте,  ведь очень часто именно в школе у ребёнка появляется шанс для самовыражения, проявления  своих талантов. Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские. Школа может помочь родителям в решении многих  вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьёй. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребёнка. Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняется ошибками семейного воспитания, главные из которых- отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей. Самое важное для ребёнка- чтобы его любили таким, какой он есть.

     Российские психологи выделяют несколько типов семей:

               Семья патриархальная или традиционная.

Это наиболее архаичная форма отношений в семье. Она опирается на зависимость жены от мужа и детей от родителей. Главенство мужа состоит в том,

что в его руках экономические ресурсы, и в силу этого он принимает основные решения. Внутрисемейные роли строго распределены, в патриархальной семье господствует абсолютная родительская власть и авторитарная система воспитания.

       Какими чаще всего вырастают дети в этих семьях? С преобладанием низкой самооценки: они не уверены в себе, в своих способностях. Если роди-

тели игнорируют интересы и желания ребёнка, лишают его права голоса, у

него не развивается интерес к проявлению собственного мнения, уничтожается чувство собственного достоинства. Детские эмоциональные проблемы, возникающие в патриархальных семьях психологи  делят на четыре группы.

     « Я  недостаточно хорош» - и в результате  могут  проявиться  застенчивость,

стеснительность, хамелеонство.

    «Я беспомощен» - у ребёнка отсутствует поисковая активность, он безразличен к собственным успехам  и неудачам, постоянно оглядываются на того, кто сильнее, удачливее.

   «Я чужой» - это позиция эмоционально  отверженного ребёнка, который очень рано потерял контакт с родителями и, прежде всего, с матерью. Такие дети не находят контакта и со сверстниками, они не общительны, не делятся

ни с кем своими проблемами, отказываются от помощи в их разрешении, не доверяют людям, часто испытывают различного рода сексуальные проблемы, проявляют жестокость и агрессию.

    «Я  сверхответственный» - в эту группу попадают дети, которые часто испытывают тревогу, страх за то, что могут получить низкую оценку. Они боятся наказания  и поэтому совершают порой немотивированные поступки. К

Таким семьям можно причислить семьи современных богатых, которые считают, что степень их богатства автоматически определяет уровень интеллектуальных возможностей и нравственных качеств детей.

            Детоцетристская семья.

Возникший в середине XIX века в Европе детоцентристский или современный тип семьи характеризуется возвышением частной жизни человека, чувственной стороны брака и интимности. В семье этого типа функция продолжения рода ограничивается непродолжительным временем (примерно 10 лет) и рождением одного- двух детей. В такой малодетной семье желанный ребёнок превращается в объект родительской любви и привязанности. В нашей  стране поведение родителей, мотивированное эмоциональной привязанностью к детям, получило массовое распространение с конца 50-ых годов XX века. Именно с этого времени дети начинают пользоваться большим числом материальных и духовных благ, чем 30 -40 лет назад, и это явление положительное. Во многих семьях на детей уходит от четверти до половины семейного бюджета.

    С середины 70- годов XX века формируется новый тип семьи, называемый супружеским или постсовременным. В семье такого типа отношения определяются не родством, а супружеством. Норма семейной жизни меняется: родители не в полной мере подчиняют свои интересы  интересам детей. Особенность таких семей проявляются  в известной автономии супругов, когда интересы каждого  из них шире семейных, а круг общения выходит за рамки супружества. Здесь в равной степени значимо как супружество, так и родительство. Члены семьи руководствуются не только обычаями и традициями, но и идеалами, нравственно – этическими ценностями каждого из них. Такую тактику семейного воспитания называют сотрудничеством.

  Главные ценности семьи- сочувствие, сопереживание, отзывчивость. Очень важно чтобы нравственные ценности и микроклимат семьи были истинными, а не ложными, не декларируемыми. Если слово родителей будет подкреплено делом, поступком, действием, в такой семье не возникает проблем в воспитании ребёнка.

        Таким образом, существует закономерная связь между психологическим климатом и результатами воспитания детей: крепкая, истинная, нравственная семья воспитывает прямой и искренний характер.

 

Памятка для родителей


На главную | Портфолио | Кадры | Деятельность | Выпускники | Призеры | Открытые уроки | Родителям |
Наше творчество
| Новости | Гостевая книга | Кто помогал |

 

 

Hosted by uCoz