Методические материалы

ЭТАПЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА

Этапы урока

1.      Организационный этап.

2.      Этап проверки домашнего задания.

3.      Этап всесторонней проверки знаний.

4.      Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

5.      Этап усвоения новых знаний.

6.      Этап закрепления новых знаний.

7.      Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

«Время – великий учитель». Эдмунд Бёрк

1. Организационный этап

Показатели выполнения психологической задачи этапа:

Ролевая игра: дежурный системный администратор.

На данном этапе важно, чтобы учащиеся не «отнимали» время урока на ввод пароля и логина, не ждали загрузки учебного сайта или не инсталлировали программы, а занимались именно предметом, но на компьютере. И в этом учителю может помочь дежурный системный администратор, который выбирается из числа учеников, которые достаточно хорошо разбираются в компьютерных хитростях. Именно он и подготавливает компьютерный класс к уроку: загружает, инсталлирует, устанавливает…

2. Этап проверки домашнего задания

Показатели выполнения учебно-воспитательной задачи этапа:

·         выявление факта выполнения домашнего задания у всего класса за короткий промежуток времени (5-7 мин.), устранение типичных ошибок;

o        обнаружение причин невыполнения домашнего задания отдельными учащимися;

o        формирование понимания у учащихся связи выполнения домашней работы с результатами своего обучения вообще;

o        использование различных форм контроля в зависимости от вида и цели домашнего задания, от отношения учеников данного класса к выполнению домашней работы

На данном этапе предлагается следующее:

1.      Электронное домашнее задание. Его не обязательно выполнять дома (не у всех есть домашние компьютеры) – можно использовать мощности школьного компьютерного класса. Сохранение электронных домашних работ занимает мало времени. Одновременно учителем могут быть предложены некоторые дополнительные «критерии для сохранения выполненного домашнего задания»: самооценка (папки «Отлично», «Хорошо», «Удовлетворительно»), интерес («интересно», «неинтересно») и т.п. своей работы каждым учеником. Создав заранее в именной папке учителя систему дополнительных папок, можно получить интересные результаты на этапе сдачи домашней работы в электронном виде.

2.      Создание «разминочных тестов» - без автоматической отметки - с помощью панели инструментов «Формы» в MS Word. Кстати, в создании таких тестов-упражнений по разным предметам могут принять активное участие сами ребята, которые, осваивая на информатике инструмент «Формы», делают для младших классов тесты по биологии, химии, географии и т.д.

3. Этап всесторонней проверки знаний

Проверять необходимо не столько память, сколько мышление ребенка, ибо самая-то суть обучения состоит в развитии мышления. Опрос должен быть интересен ученикам, а для этого известный фактический материал должен рассматриваться в новом свете, теоретические знания применяться на практике.

Очень важным приемом является организация учителем рецензирования своих товарищей учащимися.

«Электронные рецензии» - как проверка степени усвоенности материала, выполнения домашнего задания. Сетевая рецензия дает возможность провести сочинение «с открытой тетрадью», используя возможности локальной сети и заранее подготовив папку с общим доступом.

Показатели выполнения учебно-воспитательной задачи этапа:

4. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

Важно помнить, что широкое привлечение учащихся к самостоятельному приобретению знаний, овладению навыками и умениями, творческому применению их на практике невозможно без четкой целенаправленности этой работы, без постановки перед учащимися целей и задач каждого урока, показа практической значимости изучаемого материала.

5. Этап усвоения новых знаний

Условия достижения положительных результатов:

1.      Применение различных способов активизации мыслительной деятельности учащихся, включение их в поисковую работу , в самоорганизацию обучения. Максимальное творческое участие детей. Поисковая работа – это, на первый взгляд, очень просто. На самом деле – достаточно сложно. Мы рекомендуем всем, кто использует эту форму при подготовке и проведении своих уроков прочитать упоминавшийся выше материал П.Ю. Белкина «Поиск информации в Интернете: некоторые проблемы обучения».

2.      Использование сменных диалогических пар.

3.      Проведение словарной работы как одного из инструментов осознания учебного материала. В Интернете есть различные словари, справочники, энциклопедии (например, Педагогический словарь http://dictionary.fio.ru/. Можно, выделив определенный терминологический ряд, относящийся к конкретному уроку или теме, и обозначив 3-5 справочных интернет-ресурса, дать детям задание подобрать те определения, которые понятны и удобны им самим. Результаты получаются весьма интересные.

4.      Систематизация новых для учащихся знаний.

5.      Воспитание навыков рациональной учебы.

Показатели выполнения учебно-воспитательной задачи этапа:

6. Этап закрепления новых знаний

Условия достижения положительных результатов:

1.      Использование различных способов закрепления знаний, вопросов, требующих мыслительной активности, творческого осмысления материала.

2.      Обращение учителя по поводу ответа ученика к классу с требованием дополнить, уточнить, исправить, взглянуть на изучаемую проблему с иной стороны.

3.      Умение учащихся узнавать и соотносить факты с понятиями, правилами и идеями.

7. Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Условия достижения положительных результатов.

1.      Обязательное и систематическое выполнение этапа в границах урока, до звонка.

2.      Задание должно проходить при полном понимании класса.  

Показатели выполнения учебно-воспитательной работы.

1.      Данное в начале или середине урока домашнее задание поможет направить внимание учеников, подготовит восприятие нового материала;

2.      Правильно организованное задание сможет превратить сам факт домашнего труда из необходимости в увлекательную и полезную с точки зрения самообразования ученика работу;

3.      Сделает последующий урок, на котором оно будет выслушано и проверено, значительно содержательнее и интереснее;

4.      Гармонично свяжет несколько уроков в единую систему;

5.      Сделает приобретение знаний учениками личностным процессом, т.е. превратит знания в инструмент познания;

6.      Может помочь в сплочении классного коллектива.

Основные требования к электронному домашнему заданию

Электронные домашние задания как проектная деятельность

С учетом того, что домашние задания по предметам увеличиваются и усложняются, ставится вопрос о разгрузке школьников. Как вариант, предлагается понятие интегрированного домашнего задания: одно задание зачитывается по двум предметам. Таким образом, мы не только разгружаем ребенка, но демонстрируем ему наличие межпредметных связей, воспитываем понятие целостности мира.

Результат работы учителя оценивается умениями его учеников:

 

 

Hosted by uCoz