Методические материалы
ЭТАПЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА
Этапы урока
1. Организационный этап.
2. Этап проверки домашнего задания.
3. Этап всесторонней проверки знаний.
4. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
5. Этап усвоения новых знаний.
6. Этап закрепления новых знаний.
7. Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
«Время – великий учитель». Эдмунд Бёрк
1. Организационный этап
Показатели выполнения психологической задачи этапа:
Ролевая игра: дежурный системный администратор.
На данном этапе важно, чтобы учащиеся не «отнимали» время урока на ввод пароля и логина, не ждали загрузки учебного сайта или не инсталлировали программы, а занимались именно предметом, но на компьютере. И в этом учителю может помочь дежурный системный администратор, который выбирается из числа учеников, которые достаточно хорошо разбираются в компьютерных хитростях. Именно он и подготавливает компьютерный класс к уроку: загружает, инсталлирует, устанавливает…
2. Этап проверки домашнего задания
Показатели выполнения учебно-воспитательной задачи этапа:
· выявление факта выполнения домашнего задания у всего класса за короткий промежуток времени (5-7 мин.), устранение типичных ошибок;
o обнаружение причин невыполнения домашнего задания отдельными учащимися;
o формирование понимания у учащихся связи выполнения домашней работы с результатами своего обучения вообще;
o использование различных форм контроля в зависимости от вида и цели домашнего задания, от отношения учеников данного класса к выполнению домашней работы
На данном этапе предлагается следующее:
1. Электронное домашнее задание. Его не обязательно выполнять дома (не у всех есть домашние компьютеры) – можно использовать мощности школьного компьютерного класса. Сохранение электронных домашних работ занимает мало времени. Одновременно учителем могут быть предложены некоторые дополнительные «критерии для сохранения выполненного домашнего задания»: самооценка (папки «Отлично», «Хорошо», «Удовлетворительно»), интерес («интересно», «неинтересно») и т.п. своей работы каждым учеником. Создав заранее в именной папке учителя систему дополнительных папок, можно получить интересные результаты на этапе сдачи домашней работы в электронном виде.
2. Создание «разминочных тестов» - без автоматической отметки - с помощью панели инструментов «Формы» в MS Word. Кстати, в создании таких тестов-упражнений по разным предметам могут принять активное участие сами ребята, которые, осваивая на информатике инструмент «Формы», делают для младших классов тесты по биологии, химии, географии и т.д.
3. Этап всесторонней проверки знаний
Проверять необходимо не столько память, сколько мышление ребенка, ибо самая-то суть обучения состоит в развитии мышления. Опрос должен быть интересен ученикам, а для этого известный фактический материал должен рассматриваться в новом свете, теоретические знания применяться на практике.
Очень важным приемом является организация учителем рецензирования своих товарищей учащимися.
«Электронные рецензии» - как проверка степени усвоенности материала, выполнения домашнего задания. Сетевая рецензия дает возможность провести сочинение «с открытой тетрадью», используя возможности локальной сети и заранее подготовив папку с общим доступом.
Показатели выполнения учебно-воспитательной задачи этапа:
4. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала
Важно помнить, что широкое привлечение учащихся к самостоятельному приобретению знаний, овладению навыками и умениями, творческому применению их на практике невозможно без четкой целенаправленности этой работы, без постановки перед учащимися целей и задач каждого урока, показа практической значимости изучаемого материала.
5. Этап усвоения новых знаний
Условия достижения положительных результатов:
1. Применение различных способов активизации мыслительной деятельности учащихся, включение их в поисковую работу , в самоорганизацию обучения. Максимальное творческое участие детей. Поисковая работа – это, на первый взгляд, очень просто. На самом деле – достаточно сложно. Мы рекомендуем всем, кто использует эту форму при подготовке и проведении своих уроков прочитать упоминавшийся выше материал П.Ю. Белкина «Поиск информации в Интернете: некоторые проблемы обучения».
2. Использование сменных диалогических пар.
3. Проведение словарной работы как одного из инструментов осознания учебного материала. В Интернете есть различные словари, справочники, энциклопедии (например, Педагогический словарь http://dictionary.fio.ru/. Можно, выделив определенный терминологический ряд, относящийся к конкретному уроку или теме, и обозначив 3-5 справочных интернет-ресурса, дать детям задание подобрать те определения, которые понятны и удобны им самим. Результаты получаются весьма интересные.
4. Систематизация новых для учащихся знаний.
5. Воспитание навыков рациональной учебы.
Показатели выполнения учебно-воспитательной задачи этапа:
6. Этап закрепления новых знаний
Условия достижения положительных результатов:
1. Использование различных способов закрепления знаний, вопросов, требующих мыслительной активности, творческого осмысления материала.
2. Обращение учителя по поводу ответа ученика к классу с требованием дополнить, уточнить, исправить, взглянуть на изучаемую проблему с иной стороны.
3. Умение учащихся узнавать и соотносить факты с понятиями, правилами и идеями.
7. Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Условия достижения положительных результатов.
1. Обязательное и систематическое выполнение этапа в границах урока, до звонка.
2. Задание должно проходить при полном понимании класса.
Показатели выполнения учебно-воспитательной работы.
1. Данное в начале или середине урока домашнее задание поможет направить внимание учеников, подготовит восприятие нового материала;
2. Правильно организованное задание сможет превратить сам факт домашнего труда из необходимости в увлекательную и полезную с точки зрения самообразования ученика работу;
3. Сделает последующий урок, на котором оно будет выслушано и проверено, значительно содержательнее и интереснее;
4. Гармонично свяжет несколько уроков в единую систему;
5. Сделает приобретение знаний учениками личностным процессом, т.е. превратит знания в инструмент познания;
6. Может помочь в сплочении классного коллектива.
Основные требования к электронному домашнему заданию
Электронные домашние задания как проектная деятельность
С учетом того, что домашние задания по предметам увеличиваются и усложняются, ставится вопрос о разгрузке школьников. Как вариант, предлагается понятие интегрированного домашнего задания: одно задание зачитывается по двум предметам. Таким образом, мы не только разгружаем ребенка, но демонстрируем ему наличие межпредметных связей, воспитываем понятие целостности мира.
Результат работы учителя оценивается умениями его учеников: